Качество российской нефти продолжает ухудшаться

Источник: Сектор МЕДИА, дата публикации 09-04-2021 

Об этом говорится в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2035 года.

В 2020 году была отмечена стабилизация показателей сернистости и плотности, однако проблема постепенного ухудшения качества нефти приобретает характер устойчивой тенденции, говорится в документе.

В прошлом году прием высокосернистой нефти в систему «Транснефти» составил 77,4 млн тонн (17,5%) со средневзвешенным содержанием серы 2,87%. Сернистой нефти – 230,7 млн тонн (52,2%) с содержанием серы 1,23%. Малосернистой нефти – 133,7 млн тонн (30,3%) с содержанием серы 0,42%.

Среднее содержание серы в общем объеме приема нефти в 2020 году составило 1,27%. Несмотря на падение объема транспортировки, показатель не изменился по сравнению с 2019 годом. Плотность нефти незначительно повысилась и составила 861,4 кг/м3 (+0,1 кг/м3 к 2019 г.).

В последние годы на отдельных НПЗ в Европейской части России ухудшается качество поступающей нефти. Это приводит к снижению объема выхода светлых нефтепродуктов, частой замене оборудования, и как следствие, к упущенной выгоде перерабатывающих предприятий.

В рамках выполнения Генсхемы-2020 рассматривались различные возможности стабилизировать качество нефти в системе магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть», однако по состоянию на 2021 год ни один из них не реализован. В настоящее время рабочая группа Минэнерго РФ по мониторингу качества нефти рассматривает возможные меры.

В ближайшие годы ожидается увеличение доли нефти, добываемой на новых месторождениях с низким содержанием серы. Это может привести к стабилизации средневзвешенного уровня содержания серы в нефти, поставляемой в трубопроводную систему «Транснефти» в западном направлении. При условии, что основной объем новой добычи малосернистой нефти будет транспортироваться через указанную систему в западном направлении.

Необходимо принять комплекс мер с различными подходами к решению проблемы, при этом соблюсти баланс интересов всех участников нефтяной отрасли, отмечают создатели Генсхемы.